Постоянная правка закона о ней не приносит заказов малому бизнесу.
Власти недовольны работой законодательства о госзаказе, об этом сегодня на коллегии ФАС заявили первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Одна из причин — постоянная правка законодательства о госзакупках: менее чем за два года в базовый закон о контрактной системе изменения вносились 18 раз, говорят опрошенные «Ъ» юристы, называя последние изменения как минимум противоречивыми.
Фото: РИА НОВОСТИ
Белый дом недоволен внедрением закона о контрактной системе, об этом сегодня на коллегии ФАС заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Об отсутствии «взрывного роста» доли малого бизнеса в закупках государственных и муниципальных заказчиков заявил там же и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Отметим, что как минимум одна из причин медленного внедрения контрактной системы и наращивания доли в нем малых и средних поставщиков — как раз постоянные изменения базового законодательства о госзаказе.
Минэкономики для увеличения эффективности госзакупок и борьбы с коррупцией в этой сфере предложило сократить сроки платежей по госконтрактам до 30 дней. Таким образом, норма, обязательная пока только в отношении госконтрактов малого бизнеса, будет распространена на всех предпринимателей. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, поправки вносятся для «увеличения эффективности и результативности» госзакупок, а также «недопущения злоупотреблений»
С момента вступления закона о контрактной системе в силу (принят в марте 2013 года) документ пережил два десятка правок. Последняя из них опубликована Минэкономики для обсуждения на regulation.gov.ru вчера. Этот документ является развитием предложения ведомства ограничить сроки оплаты госконтрактов, о котором «Ъ» писал 14 сентября, однако новая редакция документа предлагает ограничивать и сроки их исполнения, а также разрешает учитывать как долю малого бизнеса в госзакупках незаключенные контракты, которые передаются заказчиком единственному поставщику.
В Минэкономики предлагают дать правительству, «Росатому» и Роскосмосу право определять сферы деятельности, где применяются ограничения по сроку исполнения контракта, порядку его исполнения, а также зафиксировать для госкорпораций возможность самим устанавливать срок исполнения контракта и порядок расчета.
Проблема со сроками исполнения госзаказов, когда исполнитель выигрывает конкурс на поставку, а затем либо затягивает его исполнение, либо перепродает заказ субподрядчику, известна давно. Однако у юристов законотворчество Минэкономики вызывает сомнения.
Не совсем ясно, почему министерство пытается ограничить срок приемки работы 30 днями. Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по этому поводу. На наш взгляд, такое требование умаляет право на отсрочку, рассрочку, а также иные возможные сроки и способы оплаты после исполнения контракта. Если и устанавливать срок, то он должен быть более разумным: 6–12 месяцев
,— говорит управляющий партнер юридической фирмы «Прайм Лигал» Арик Шабанов.
Дмитрий Медведев в сертябре подписал два постановления, вводящие с 1 января 2016 года требование соответствия госзакупок утвержденным правительством и ведомствами перечням допустимых покупок за казенный счет. Документы могут помочь не допустить госзаказчиков к закупкам роскоши Как заявил в беседе с «Ъ» советник юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Серегин, закупка у субъекта малого предпринимательства может не состояться и по вине заказчика, заложившего заведомо невыгодные условия. После этого заказчик может провести прямую закупку у единственного поставщика, который субъектом малого предпринимательства не является, но учесть ее в отчете как закупку у малого предприятия
,— говорит юрист.
Кроме того, Минэкономики предложило избавить окологосударственных поставщиков (государственных и муниципальных казенных учреждений) от обеспечения заявок (перевода исполнителем средств на счет заказчика). По словам господина Серегина, «предложение выглядит разумным, так как позволит не перекладывать средства из одного бюджетного кармана в другой», но по Конституции все формы собственности являются равными, а нововведение «может обернуться необоснованным преимуществом для государственных и муниципальных предприятий».
В Минэкономики целей разработки проекта не объясняют, признавая, что документ не согласован с «дорожными картами» по улучшению деловой среды, и ссылаются на собственный мониторинг работы контрактной системы.